Northrop Grumman создаст двигатели для миссии по доставке марсианского грунта

Компания Northrop Grumman получила от NASA 60-миллионный контракт на разработку двигательной установки MAPS (Mars Ascent Propulsion System). Ее планируют установить на борту возвращаемого модуля, который будет задействован в совместной американо-европейской миссии MSR (Mars Sample Return). Ее цель — доставка на Землю образцов марсианского грунта, собранных ровером Perseverance (для этого марсоход оснащен набором специальных капсул).

Концепт американо-европейской миссии MSR по доставке на Землю образца марсианского грунта. Источник: NASA/JPL

На данный момент план миссии MSR выглядит следующим образом. К соседней планете будут запущены два аппарата — Mars Ascent Vehicle (MAV), разработкой которого занимается NASA, и Earth Return Orbiter (ERO), создаваемый ESA. Первый из них доставит на марсианскую поверхность небольшой ровер и возвращаемый модуль, а второй выйдет на ареоцентрическую орбиту.

Ровер подберет собранные марсоходом Perseverance образцы марсианского грунта и перегрузит их на возвращаемый модуль. Последний стартует с поверхности Марса, состыкуется с ERO и «передаст» ему капсулы с грунтом. После этого европейский аппарат покинет ареоцентрическую орбиту и ляжет на обратный курс к нашей планете.

Концепт MAV. Источник: NASA/JPL

Стоит отметить, что ни NASA, ни ESA пока не дали «зеленый свет» проекту MSR. Причина заключается в его стоимости. В случае реализации он станет одной из самых дорогих межпланетных миссий в истории. По грубым прикидкам, создание двух аппаратов потребует порядка 4,5-5 млрд долларов (и это без учета затрат на уже работающий ровер Perseverance). Тем не менее заключение контракта с компанией Northrop Grumman и последние заявления двух аэрокосмических агентств говорят, что они всерьез прорабатывают проект и его шансы на реализацию достаточно высоки. Так, недавно ESA объявило, что планирует поручить строительство ERO концерну Airbus Defence and Space. В свою очередь, за изготовление MAV будет отвечать Космический центр им. Маршалла.