Малый сосед Млечного пути

Представленное изображение является композитом, созданным на основе данных, которые получили орбитальные обсерватории Hubble, Chandra и Spitzer. На нем можно увидеть Малое Магелланово Облако (ММО) — карликовую галактику, являющуюся спутником Млечного Пути. Данные телескопа Hubble, производившего съемку в видимой части электромагнитного диапазона, отображены красным, зеленым и синим цветами, рентгеновским данным обсерватории Chandra соответствует фиолетовый цвет, инфракрасным данным (телескоп Spitzer) — еще один оттенок красного.

Малое Магелланово облако. Источник: NASA/CXC/JPL-Caltech/STScI

ММО удалено от нас на расстояние примерно в 200 тыс. световых лет. Оно классифицируется как неправильная галактика. Впрочем, по мнению астрономов, так было не всегда. Скорее всего, в прошлом эта система представляла собой спиральную галактику с перемычкой, которая рассеялась и потеряла исходную форму под воздействием гравитации Млечного Пути.

Сейчас поперечник ММО составляет 7 тыс. световых лет при массе в 7 млрд солнечных. Оно является «домом» для примерно 1,5 млрд светил. Несмотря на столь скромные по сравнению с Млечным Путем размеры, эта галактика проявляет заметную активность. Она содержит большое количество микроквазаров — двойных звездных систем, один из компонентов которых является черной дырой или нейтронной звездой, а второй — обычной звездой. Подобные системы считаются свидетельством недавней (по астрономическим меркам) вспышки звездообразования, приведшей к образованию в галактике крупной популяции короткоживущих массивных светил.

ММО постепенно приближается к Млечному Пути. Как показывают расчеты, примерно через 4 млрд лет оно сольется с ним. Еще через миллиард лет наша Галактика столкнется с Туманностью Андромеды, что приведет к формированию единой сверхмассивной звездной системы.