Chandra обнаружил следы редкой сверхновой в центре Млечного Пути

Благодаря рентгеновскому телескопу Chandra астрономы сумели выяснить происхождение объекта, известного под обозначением «Стрелец А Восток». Он образовался в результате вспышки сверхновой весьма редкого типа.

Стрелец А Восток представляет собой газопылевой остаток протяженностью около 25 световых лет, расположенный неподалеку от центра Млечного Пути. Он находится очень близко к сверхмассивной черной дыре Стрелец А*, и вероятно пересекается с окружающим ее диском нагретой материи.

Ранее астрономы считали, что Стрелец А Восток представляет собой остаток сверхновой типа Ia, которые вспыхивают, когда белый карлик превосходит предел Чандрасекара (около 1,4 солнечной массы), что приводит к грандиозному термоядерному взрыву на его поверхности. Это может произойти в результате поглощения вещества звезды-компаньона либо в результате слияния с другим белым карликом.

Вспышка сверхновой в представлении художника. Источник: ESA/Hubble

Однако данные, собранные телескопом Chandra, показали, что спектр Стрельца А Восток отличается от типичного спектра остатка сверхновой, вспыхнувшей в результате описанного выше механизма. Куда вероятнее, что мы видим остаток намного более редкого типа сверхновой — Iax. Вспышки этого типа характеризуются более медленным протеканием термоядерных реакций, что приводит к образованию меньшего количества тяжелых элементов. Они заметно тусклее «стандартных» сверхновых типа Ia и, что самое главное, не приводят к полному уничтожению белого карлика. Зачастую ему удается пережить взрыв. Из-за асимметрии взрывных процессов он выбрасывается из центра остатка на такой большой скорости, что ее может даже хватить для того, чтобы покинуть пределы Галактики. Стрелец А Восток стал первым остатком сверхновой типа Iax, найденным в Млечном Пути.