«Спектр-РГ» изучил скопление Волос Вероники

Скопление галактик в созвездии Волос Вероники давно привлекает внимание астрономов. Оно содержит тысячи звездных систем, и при этом находится на расстоянии менее 330 млн световых лет (100 Мпк) от Млечного Пути. Оно стало первым объектом, в котором было заподозрено присутствие невидимого вещества (темной материи). Первым такое предположение высказал астрофизик Фриц Цвикки еще в 1933 году. А в 1950-х эта структура стала первым галактическим скоплением, в котором обнаружили диффузное радиогало.

Полученное «Спектр-РГ» изображение скопления Волос Вероники. Источник: Российский консорциум СРГ/еРОЗИТА, 2021

Близость скопления делает его привлекательной целью для исследований во всех диапазонах электромагнитного спектра, но его наблюдения сильно усложняют огромные угловые размеры. Телескопы с большим полем зрения обычно не могут «увидеть» всех деталей, а более «чувствительные» инструменты не способны охватить его целиком. К счастью, рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» было специально разработана для решения подобных задач. В режиме сканирования ей удалось построить полную карту всего скопления.

Изображение, опубликованное сотрудниками ИКИ РАН, демонстрирует участок неба, на котором находится скопление. Множество точечных рентгеновских источников в основном представляют собой активные ядра далеких галактик. Два ярких диффузных пятна соответствуют основному скоплению и группе галактик NGC 4839 (правее и ниже центра). Они находятся в процессе слияния. На самом деле NGC 4839 уже однажды прошла сквозь ядро основной группы и вот-вот снова начнет «падать» обратно в ее центр.

Структура скопления Волос Вероники. Источник: Российский консорциум СРГ/еРОЗИТА, 2021

Численное моделирование позволяет предсказать некоторые наблюдаемые явления, связанные с конкретным текущим этапом слияния. Головная ударная волна, созданная группой NGC 4839 во время ее первого прохода (примерно миллиард лет назад), теперь должна располагаться на окраине скопления, а газ, вытесненный из ядра основного скопления, должен падать обратно, образуя «вторичную» ударную волну. Новые данные позволяют предположить, что структура длиной в несколько мегапарсек, наблюдаемая справа от ядра, представляет собой именно такую «вторичную» волну.

Карта температур скопления Волос Вероники. Источник: Российский консорциум СРГ/еРОЗИТА, 2021

Скомбинировав данные «Спектр-РГ» с результатами микроволновых измерений, выполненных космической обсерваторией Planck позволили астрономам также создать карту температур различных участков скопления. Оказалось, что газ в его ядре разогрет почти до 100 млн градусов по Цельсию, в то время как группа галактик NGC 4389 примерно втрое «холоднее».

По материалам http://srg.iki.rssi.ru