Обнаружена нептуноподобная экзопланета в двойной системе

Международная команда астрономов объявила об открытии экзопланеты в двойной звездной системе NGTS-14, расположенной на расстоянии примерно тысячи световых лет от Солнца. Объект обнаружили в ходе обзора NGTS (Next Generation Transit Survey), который выполняется массивом небольших автоматизированных телескопов, размещенных на территории чилийской обсерватории Серро Параналь. Они отслеживают изменения яркости звезд, вызываемые, среди прочего, транзитами их планетоподобных спутников.

Массив телескопов NGTS во время работы. Источник: ESO/G. Lambert

Во время наблюдений NGTS-14 телескопы NGTS зарегистрировали периодические падения блеска основного компонента системы (оранжевого карлика). В дальнейшем они были подтверждены другими наземными обсерваториями, а также космическим аппаратом TESS. Анализ показал, что колебания яркости вызваны транзитами тела, радиус которого на 30% превосходит радиус Нептуна. Его орбита происходит на расстоянии 0,04 а.е. от звезды. Расчеты показывают, что эффективная температура дневной стороны экзопланеты составляет порядка 870°C.

Кроме того, астрономам удалось определить массу новооткрытого объекта — она превосходит нептунианскую на 70%. Это значит, что средняя плотность экзопланеты составляет 1,4 г/см³. Подобные тела на столь близких орбитах встречаются достаточно редко, так что находка представляет значительный научный интерес.

Горячий нептун в представлении художника. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

Что касается второй звезды, то она представляет собой красный карлик, удаленный более чем на 1100 а.е. от основного компонента системы. На данный момент астрономам неизвестно о существовании вблизи нее каких-либо экзопланет.