Метеорит рассказал о пропавшей карликовой планете

В 2008 году в небе над Суданом разрушился небольшой астероид 2008 TC3. Событие было примечательно тем, что он стал первым небесным телом, чье падение на Землю удалось предсказать заранее. В последующем исследователи нашли ряд обломков этого астероида. После изучения одного из фрагментов, известного под названием «Алмахата Ситта», специалисты пришли к заключению, что родительским телом 2008 TC3 являлась ранее неизвестная протопланета.

Один из фрагментов астероида 2008 TC3. Источник: Peter Jenniskens

Анализ показал, что вещество Алмахата Ситта сформировалось в условиях повышенного давления (несколько килобар), температуры в пару сотен градусов по Цельсию и в присутствии воды. По мнению ученых, для создания таких условий исходное небесное тело должно было иметь размер от 640 до 1800 км. Для сравнения: средний диаметр карликовой планеты Цереры (1 Ceres) составляет 950 км.

Скорее всего родительское тело 2008 TC3 разрушилось вскоре после формирования Солнечной системы. Считается, что на ранних этапах эволюции в ней существовало множество протопланет. На протяжении сотен миллионов лет они сталкивались друг с другом, в результате чего их размер увеличивался, а количество — уменьшалось. В конце концов, лишь несколько подобных объектов развились в полноценные планеты, а остальные были уничтожены либо выброшены за пределы сферы притяжения Солнца. Подобная участь, по всей видимости, постигла и «предка» 2008 TC3.