Солнцезащитный экран JWST прошел финальное испытание

Специалисты NASA и компании Northrop Grumman успешно провели заключительное испытание солнцезащитного экрана космического телескопа Джеймса Уэбба (JWST). Он был полностью развернут и установлен в положение, в котором будет находиться во время работы обсерватории.

Солнцезащитный экран является одним из самых сложных элементов JWST. Он состоит из пяти мембран, выполненных из материала каптон с алюминиевым напылением. Два верхних слоя также имеют дополнительное кремниевое покрытие. В полностью развернутом виде конструкция имеет площадь 300 м² (21,2×14,16 м), что больше теннисного корта для парной игры. Экран необходим для пассивного охлаждения JWST. Поскольку телескоп будет вести съемку в инфракрасном диапазоне, для успешной работы температура его инструментов не должна превышать -223°C. В противном случае осуществлять наблюдения помешает тепло, испускаемое самим космическим аппаратом.

Во время запуска экран будет сложен в 12 раз, а после выхода обсерватории на рабочую позицию вблизи точки Лагранжа L₂ системы «Солнце-Земля» — развернут при помощи специальной поддерживающей структуры. Именно эта особенность конструкции и стала одной из основных причин, почему запуск JWST несколько раз переносился. Во время предыдущих тестов часть крепежных элементов расшаталась, а в мембранах были обнаружены небольшие разрывы. На устранение этих недочетов ушло много времени.

James Webb в представлении художника. Источник: NASA

В ближайшие месяцы JWST ждет несколько финальных проверок, после чего телескоп будет подготовлен к отправке на космодром Куру во Французской Гвиане. Его запуск назначен на 31 октября 2021 г.