Астрономы поймали радиосигнал неизвестного происхождения со стороны Проксимы Центавра

Британское издание The Guardian сообщило об интересной находке, сделанной в рамках проекта Breakthrough Listen, целью которого является поиск следов деятельности инопланетных цивилизаций —радиопередач, лазерных сигналов и т.д.

Радиотелескоп Обсерватории Паркс. Источник: Daniel John Reardon

29 апреля 2019 г. австралийский радиотелескоп обсерватории Паркс, участвующий в проекте, зарегистрировал радиосигнал, пришедший со стороны Проксимы Центавра (ближайшей к Солнцу звезды). Он получил обозначение BLC1. Стоит подчеркнуть, что на данный момент астрономы еще не опубликовали статью об этом открытии, так что полной информации мы пока не имеем. Однако известно, что сигнал наблюдался в очень узкой полосе радиочастотного спектра — 982,002 МГц. Конечно, Проксима Центавра является красным карликом, время от времени производящим мощные вспышки, сопровождаемыми всплесками радиоизлучения. Кроме того, существует целый ряд других природных процессов, порождающих подобные импульсы. Но практически всегда они затрагивают куда больший диапазон частот.

Также известно, что сигнал регистрировался в течение пяти получасовых сессий, когда радиотелескоп следил за Проксимой Центавра. При наведении на другие участки неба он терял источник. Еще одна интересная особенность заключается в том, что радиоизлучение демонстрировало периодический доплеровский сдвиг. Теоретически это может соответствовать передатчику, расположенному на поверхности экзопланеты, которая обращается вокруг красного карлика. В то же время, по мнению астрономов, характеристики этого сдвига не соответствуют предполагаемым параметрам внесолнечного источника.

Экзопланета у Проксима Центавра в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

Вдобавок сигнал не демонстрировал никаких признаков модуляции — изменений его свойств, предполагающих, что он содержит какую-либо информацию. Грубо говоря, радиотелескоп услышал лишь одну «ноту». Наконец, несмотря на множество последующих попыток, ученым больше не удалось уловить аналогичных сигналов со стороны Проксимы Центавра.

По словам исследователей, скорее всего, BLC1 действительно имеет искусственную природу. Но, к большому сожалению, это вовсе не означает, что он инопланетный — с вероятностью порядка 99,9% он имеет вполне земное происхождение. Возможно, радиотелескоп «поймал» какой-то спутник на геосинхронной орбите, или отражение сигнала от обломка космического мусора, или что-то в этом плане. К тому же, если на ближайшей к Солнцу экзопланете есть разумная жизнь, это должно означать, что Млечный Путь буквально кишит развитыми цивилизациями. Но тогда мы бы уже давно нашли множество признаков их существования, чего в реальности пока не произошло.

Исследователи все еще продолжают анализировать BLC1 в надежде установить его происхождение. В любом случае, на данный момент он является наиболее интересным сигналом, обнаруженным за все время работы проекта Breaktrought Listen.

По материалам: https://www.scientificamerican.com