Астрономы обнаружили бинарную субзвездную систему

10 июля 2015 г. телескоп MOA-II, установленный в Университетской обсерватории Маунт Джон, зарегистрировал событие микролинзирования. Оно получило обозначение MOA-2015-BLG-337. Подобное явление возникает, когда массивное тело проходит между Землей и фоновым источником света (звездой). Гравитация более близкого объекта искажает и усиливает свет фонового источника, выступая в качестве своеобразной линзы. Анализируя такие искажения, астрономы могут узнать характеристики вызвавшего его тела и определить, есть ли у него какие-то компаньоны.

Изучив изменение блеска фоновой звезды во время события MOA-2015-BLG-337, ученые создали две модели, объясняющие полученные данные. Согласно первой из них, микролинзирование было вызвано системой, состоящей из тела массой от 6,3 до 29,3 юпитерианских, вокруг которого обращается экзопланета, которая в 21,6-100 тяжелее Земли (0,068-0,317 масс Юпитера). Расстояние между объектами составляет 0,25 а.е.

Из-за большой погрешности в оценке массы первый компонент системы может быть как газовым гигантом, так и коричневым карликом. Так называют объекты, слишком массивные по сравнению с планетами, но недостаточно массивные для поддержания в их недрах постоянных термоядерных реакций «горения» водорода.

Сравнение размеров Солнца, красных карликов, коричневых карликов и Юпитера. Источник: Credits: NASA’s Goddard Space Flight Center

Согласно второй модели, система состоит из пары коричневых карликов. Масса первого составляет от 64 до 78 юпитерианских, лишь немного «не дотягивая» до условной границы, отделяющей тела подобного класса от обычных звезд. Масса второго объекта оценивается в 11,4-18,3 юпитерианских. Они разделены дистанцией в 0,19-3,3 а.е.

Пока исследователи не знают, какая из двух моделей ближе к действительности. По их словам, если верна первая модель, это будет означать открытие нового класса систем, состоящих из основного объекта субзвездной массы, вокруг которого вращается планета-компаньон.

По материалам: https://arxiv.org