Пузыри горячего газа в гало Млечного пути появились из-за активности черной дыры

Рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» удалось обнаружить ранее неизвестные газовые структуры в гало Млечного Пути. По мнению астрономов, скорее всего, они образовались в результате активности сверхмассивной черной дыры Стрелец А*, расположенной в центре нашей Галактики.

Карта диффузного рентгеновского излучения в диапазоне 0,6 – 1,0 кэВ, полученная «Спектр-РГ». Вклад точечных источников был удален. Источник: P. Predehl, R.A. Sunyaev, et al

Еще во времена становления радиоастрономии и рентгеновской астрономии ученые обнаружили огромную газовую структуру, расположенную выше плоскости Млечного Пути и получившую название «Северная Полярная Шпора». Долгие годы считалось, что она возникла в результате относительно близкого к Солнцу взрыва сверхновой. Но после начала работы рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ» астрономам удалось обнаружить аналогичное образование на южном небе. Взятые вместе, северная и южная структуры образуют фигуру, симметричную относительно галактического центра и напоминающую по форме гигантские песочные часы.

Наложение карт нашей Галактики, полученных телескопами «Спектр-РГ» (голубой цвет) и Fermi (красный). Источник: P. Predehl, R.A. Sunyaev, et al.

Размеры найденных «Спектр-РГ» структур сравнимы с размерами всего Млечного Пути. Они очень напоминают «пузыри Ферми» (обнаруженные в 2010 г. газовые образования, вытянутые перпендикулярно галактическому диску и являющиеся источником рентгеновского и гамма-излучения), но заметно больше них.

По мнению исследователей, обе структуры образовались в результате одного и того же процесса — высвобождения большого количества энергии в центре Млечного Пути. В этом случае пузыри Ферми очерчивают границу нагретой ударной волной межзвездной среды, а «пузыри», которые зарегистрировал «Спектр-РГ» — собственно ударную волну, которая распространяется в галактическом гало.

Предполагаемое расположение обнаруженных «Спектр-РГ» структур (желтый цвет) и пузырей Fermi (розовый цвет). Источник: P. Predehl, R.A. Sunyaev

Наиболее вероятный виновник случившегося — активность Стрельца А*. Конечно, по сравнению с центральными черными дырами других галактик он является относительно слабым рентгеновским и радиоисточником. Но так, похоже, было не всегда. По расчетам астрономов, энергия, необходимая для формирования обнаруженных газовых пузырей, должна достигать порядка 10⁵⁶ эрг. Это соответствует мощности взрывов сотни тысяч сверхновых, что вполне сопоставимо со вспышками в активных ядрах далеких звездных систем, вызванными аккрецией вещества на сверхмассивную черную дыру.

По материалам: http://srg.iki.rssi.ru