Hubble запечатлел угасание планетарной туманности

Наша Вселенная постоянно меняется — просто большинство протекающих в ней процессов развиваются слишком медленно, чтобы мы могли успеть заметить какие-то изменения за время человеческой жизни. Однако из этого правила все же бывают исключения. Об одном из них стало известно благодаря космическому телескопу Hubble.
Планетарная туманность Hen 3-1357 в 1996 г. Источник: NASA, ESA, B. Balick (University of Washington), M. Guerrero (Instituto de Astrofísica de Andalucía), and G. Ramos-Larios (Universidad de Guadalajara)
В 1996 г. орбитальная обсерватория впервые сфотографировала туманность Hen 3-1357, также известную под неформальным названием «Скат». Этот объект, расположенный на расстоянии 18 тыс. световых лет от Солнца в созвездии Жертвенника, привлек внимание астрономов благодаря своему возрасту: он считается самой молодой известной планетарной туманностью. Астрономы получили возможность наблюдать ее лишь четверть века тому назад, когда умирающая звезда ионизировала ранее сброшенное вещество и оно начало светиться.
Планетарная туманность Hen 3-1357 в 2016 г. Источник: NASA, ESA, B. Balick (University of Washington), M. Guerrero (Instituto de Astrofísica de Andalucía), and G. Ramos-Larios (Universidad de Guadalajara)
Спустя 20 лет Hubble вновь сфотографировал Hen 3-1357. Результаты съемки весьма удивили астрономов, предполагавших, что туманность увеличится в размерах. Она действительно изменилась — но не совсем так, как это ожидалось. Туманность очень сильно потускнела, а ярко-синие газовые оболочки вблизи ее центра и характерные волнистые края, за которые она получила свое прозвище, больше не наблюдаются. Также астрономам удалось зарегистрировать серьезные изменения в свете, излучаемом газами, из которых состоит туманность (в основном это водород, азот и кислород). Сообщается, что за прошедшее между наблюдениями время яркость излучения того же кислорода уменьшилась почти в тысячу раз.
Планетарна туманність Hen 3-1357 у 1996 (ліворуч) та 2016 р. (праворуч). Джерело: NASA, ESA, B. Balіck (University of Washington), M. Guerrero (Institut de Astrofísica de Andalucía), і G. Ramos-Larios (Universidad de Guadalajara)