Противосияние над ALMA

Эта панорама ночного неба была отснята на плато Чахнатор, где расположены антенны комплекса ALMA — крупнейшего субмиллиметрового радиотелескопа в мире.

Полоса Млечного Пути и противосияние в небе над плато Чахнатор. Источник: ESO/P. Horálek

В небе над ALMA доминирует сияющая полоса Млечного Пути. Два туманных пятна под ней — это карликовые галактики Большое и Малое Магеллановы Облака. Если присмотреться, в левой части изображения можно увидеть еще один интересный оптический феномен: слабое увеличение яркости ночного неба в прямо противоположной Солнцу области эклиптики — так называемое противосияние.

Слабое туманное пятно на эклиптике имеет ту же природу, что и зодиакальный свет. Оно вызывается рассеянием солнечных лучей на межпланетной пыли, а также на обломках разрушенных комет и астероидов во внешней части Солнечной системы. Большая часть населения Земли не может увидеть противосияние (а часто — и сам Млечный Путь) из-за светового загрязнения неба. Но плато Чахнатор находится в одном из самых засушливых и малонаселенных мест нашей планеты, вдали от искусственных источников света, что дает возможность наблюдать подобные феномены.

По материалам  https://www.eso.org