20 лет постоянного присутствия на околоземной орбите

Сегодня исполнилось ровно 20 лет со дня одного из наиболее знаковых событий в истории космонавтики. 2 ноября 2000 года пилотируемый корабль «Союз ТМ-31» доставил на борт МКС трех участников первой долговременной экспедиции — астронавта NASA Уильяма Шеперда (William Shepherd), а также космонавтов «Роскосмоса» Юрия Гидзенко и Сергея Крикалева.

С тех пор станция остается постоянно обитаемой. В общей сложности за время эксплуатации МКС на ней побывали 64 долговременные экспедиции. Орбитальный комплекс посетили 241 представитель 19 стран. За прошедшие 20 лет не было ни одного дня, когда на борту орбитального комплекса не находилось хотя бы двоих космонавтов. Для сравнения: предыдущий рекорд постоянного присутствия человека был установлен на станции «Мир» и составлял 3644 дня (чуть меньше 10 лет).

Конечно, не стоит забывать, что МКС образца 2000 года заметно отличалась от современной конфигурации. На тот момент станция состояла всего из трех модулей — «Звезда», «Заря» и Unity. Ее масса составляла порядка 50 тонн. Сейчас же в состав орбитального комплекса входит полтора десятка герметичных отсеков. Его длина составляет 72 м, ширина (с учетом ферменных конструкций) — 108 м, объем внутреннего пространства равен 930 м³, а общая масса достигает 420 тонн. Сборка станции потребовала 36 полетов шаттлов, а также свыше полутора сотен пусков обычных одноразовых ракет.