В атмосфере ультрагорячего нептуна обнаружен угарный газ

В начале октября астрономы объявили об открытии экзопланеты, получившей обозначение LT 9779 b. Она обращается вокруг солнцеподобной звезды в 260 световых годах от Солнца. Находка привлекла повышенное внимание благодаря тому, что LT 9779 b представляет собой первый подтвержденный ультрагорячий нептун.

Дело в том, что орбита LT 9779 b проходит на расстоянии всего 2,5 млн км от поверхности звезды, из-за чего его атмосфера должна быть разогрета до экстремальных значений. Ранее ученые находили в этом регионе лишь «суперземли» и юпитероподобные газовые гиганты. Считалось, что тело размером с Нептун на подобной орбите достаточно быстро лишится своей атмосферы. Однако обнаружение LT 9779 b поставило под сомнение это мнение.

В ходе нового исследования LT 9779 b международный коллектив исследователей обратился к архивным данным, собранным миссией Spitzer. В ходе анализа им удалось обнаружить линию поглощения, соответствующую угарному газу (СО). Это первый случай обнаружения химического элемента в атмосфере подобного тела.

Данные Spitzer также помогли подтвердить предыдущие оценки, согласно которым дневная сторона LT 9779 b должна быть разогрета до температуры в 2000°C. С учетом того, что возраст системы составляет 2 млрд лет, казалось бы, экзопланета должна была давно лишиться своей газовой оболочки. Однако имеющиеся данные говорят о том, что она обладает достаточно мощной атмосферой, чья масса, по меньшей мере, составляет порядка 10% от ее общей массы. Астрономы надеются, что после ввода телескопов следующего поколения вроде JWST они сумеют получить более детальные данные о LT 9779 b, которые позволят раскрыть тайну ее формирования.