Бетельгейзе не грозит скорое превращение в сверхновую

Бетельгейзе по праву считается одной из самых интригующих среди ярких звезд земного неба. Она представляет собой красный сверхгигант, который уже исчерпал запасы своего водородного термоядерного горючего и в ближайшем по астрономическим меркам будущем вспыхнет как сверхновая.

Изображение поверхности Бетельгейзе, полученное комплексом ALMA. Источник: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)/E. O’Gorman/P. Kervella

В 2019-2020 г. звезда пережила рекордное падение блеска за всю историю наблюдений, что было интерпретировано некоторыми астрономами как признак скорого взрыва. Впрочем, затем яркость Бетельгейзе восстановилась до привычных значений. Последующий анализ показал, что потускнение вряд ли связано с предстоящим превращением гиганта в сверхновую. Согласно превалирующей версии, оно было вызвано выбросом вещества, при охлаждении образовавшего пылевое облако. По другой гипотезе, на какое-то время большая часть поверхности светила покрылась огромными темными пятнами.

Сравнение изображений Бетельгейзе, сделанных в январе и декабре 2019 г. Источник: ESO/M. Montargès et al.

В любом случае, событие вызвало новый всплеск интереса к Бетельгейзе. Международная команда астрономов попыталась уточнить характеристики звезды. Для этого участники исследования прибегли к анализу как наблюдательных данных, так и результатов моделирования. В итоге оказалось, что радиус красного гиганта примерно в 760 раз превосходит радиус Солнца — меньше, чем считалось ранее.

Исходя из полученной цифры, астрономы произвели переоценку расстояния до Бетельгейзе. Расчеты показали, что оно составляет 550 световых лет (примерно на сотню световых лет меньше общепринятого значения). Также исследователям удалось наложить более жесткие ограничения на массу гиганта. Она должна лежать в диапазоне от 16,5 до 19 солнечных.

Фото Бетельгейзе, полученное телескопом Hubble. Источник: Andrea Dupree (Harvard-Smithsonian CfA), Ronald Gilliland (STScI), NASA and ESA

Еще один важный вывод исследования заключается в том, что Бетельгейзе по-прежнему находится на ранней стадии «горения» гелия в ядре. А это значит, что гиганту не грозит превращение в сверхновую «со дня на день». По мнению ученых, у звезды «в запасе» осталось еще порядка 100 тыс. лет активного существования.