№2 (162) 2018

Rosetta, Марс и происхождение жизни: случайности и закономерности

С древних времен в картине мироздания утвердилось представление о Земле как единственном и уникальном объекте, населенном людьми и противопоставляемом «небесному миру». Только с наступлением XVI века начало преобладать мнение о том, что на самом деле она — вполне стандартная планета, каких много не только во Вселенной, но даже в Солнечной системе, из чего проистекал вывод о такой же «всеобщности» и распространенности жизни за пределами Земли. Но после полетов первых межпланетных аппаратов и открытия экзопланет наука на новом уровне вернулась к идее о «земной уникальности». Существенный вклад в этот сдвиг парадигмы внесли последние исследования Марса и миссия зонда Rosetta к комете Чурюмова-Герасименко.

№2, 2018, с. 4
Жан-Пьер Бибринг

JUICE: европейская миссия к Юпитеру и его ледяным лунам

До сих пор космические аппараты за пределы Главного пояса астероидов отправляли только Соединенные Штаты — европейские ученые участвовали в этих миссиях только в качестве проектировщиков и научных сотрудников групп сопровождения. Теперь же ESA собирается организовать собственную экспедицию к Юпитеру, главной целью которой станут три крупнейших ледяных спутника этой планеты — Европа, Ганимед и Каллисто. Особый интерес для исследователей представляет первый из них, в глобальном подледном океане которой они собираются искать признаки жизни. Старт миссии, получившей название JUICE (JUpiter ICy moons Explorer), намечен на 2022 г.

№2, 2018, с. 18
Оливье Витасс

Falcon Heavy: новый успех Илона Маска

Американский миллиардер Илон Маск (Elon Musk) — основатель и владелец компании SpaceX — по праву считается наиболее успешным частным предпринимателем в космической отрасли. 6 февраля 2018 г. он в очередной раз подтвердил это звание: сконструированная его компанией ракета Falcon Heavy, стартовавшая с космодрома на мысе Канаверал, успешно вывела на межпланетную траекторию электромобиль Tesla Roadster вишневого цвета, за рулем которого сидел манекен по имени Starman в фирменном скафандре SpaceX. Теперь в распоряжении Маска имеется наиболее грузоподъемный носитель из эксплуатируемых в настоящее время: он способен поднять на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой до 64 тонн.

№2, 2018, с. 38