Вокруг старой солнцеподобной звезды обращается раздувшийся газовый гигант

Команда исследователей из Великобритании объявила об открытии ранее неизвестной экзопланеты, сделанном в рамках обзора NGTS (Next-Generation Transit Survey). Этот обзор осуществляется при помощи дюжины 20-сантиметровых телескопов, расположенных на территории Паранальской обсерватории в Чили.

Колебания яркости звезды NGTS-12. Источник; Bryant et al., 2020.

Один из телескопов массива обнаружил периодические колебания блеска NGTS-12 — старой солнцеподобной звезды, находящейся от нас на расстоянии порядка 1470 световых лет. Ее возраст оценивается в 9,4 млрд лет, масса близка к солнечной, а радиус в 1,6 раза больше радиуса нашего светила.

Анализ колебаний яркости звезды позволил астрономам прийти к выводу, что они вызваны транзитами экзопланеты, получившей обозначение NGTS-12b. Это газовый гигант с периодом обращения 7,53 суток. Его размер на 5% превышает диаметр Юпитера.

Раздувшийся газовый гигант в представлении художника. Источник: Denis Bajram.

В ходе последующих наблюдений исследователям удалось определить массу NGTS-12b. Оказалось, что она составляет всего 0,21 юпитерианской. Таким образом, это «пушистая» экзопланета. Ее газовая оболочка сильно раздулась, из-за чего нам кажется, что она имеет больший размер, чем на самом деле.

Астрономы уже предложили ряд гипотез, объясняющих, почему некоторые газовые гиганты могут претерпевать такие метаморфозы. Известно, что подобные тела достаточно часто встречаются в окрестностях старых звезд, приближающихся к концу своего жизненного цикла.