Hubble помог составить карту гало Туманности Андромеды

Благодаря установленному на орбитальном телескопе Hubble спектрографу COS астрономы сумели составить карту гало спиральной галактики M31, более известной как Туманность Андромеды. Результаты удивили исследователей. Оказалось, что ее гало значительно крупнее и имеет более сложную структуру, чем считалось раньше.

Составленная Hubble карта Млечного Пути. Источник: NASA, ESA, and E. Wheatley (STScI)

Термин «гало» в астрономии обозначает сферическую оболочку, окружающую галактики. Она состоит из газа, некоторого количества звезд, шаровых скоплений, а также невидимой темной материи, присутствие которой можно выявить по ее гравитационному воздействию на видимое вещество.

Изучение гало осложняется тем, что составляющий его газ крайне разрежен и его сложно зарегистрировать. Поэтому астрономы использовали 43 фоновых квазара — очень далеких активных галактики, находящихся на расстояниях в сотни миллионов и миллиарды световых лет. При прохождении через гало Туманности Андромеды часть их излучения поглощается газом. Проанализировав характер этого поглощения, уточненный по данным обсерватории Hubble, астрономы сумели определить состав, размер и структуру внешней оболочки крупнейшей спиральной галактики Местной группы.

Видимый размер гало галактики Андромеда на земном небе, если бы его можно было наблюдать невооруженным глазом. Источник: NASA, ESA, J. DePasquale and E. Wheatley (STScI), and Z. Levay

Результаты исследования говорят о том, что гало Туманности Андромеды протянулось на 1,3 млн световых лет по направлению к Млечному Пути. Это составляет примерно половину расстояния между двумя галактиками. В некоторых же направлениях его протяженность и вовсе достигает 2 млн световых лет. Это означает, что гало Андромеды уже должно было начать столкновение с газовой оболочкой нашей Галактики.

Анализ имеющихся данных также показал, что гало Туманности Андромеды имеет слоистую структуру. Оно состоит из двух основных оболочек, «вложенных» друг в друга. Внутренняя простирается примерно на полмиллиона световых лет и отличается более сложным строением. Внешняя оболочка — более горячая и «гладкая». По мнению ученых, эта разница, вероятно, объясняется результатом воздействия вспыхивающих в галактике сверхновых, оказывающих сильное влияние на внутреннюю часть гало.