Галактика с двойной перемычкой

Используя приемник MUSE, смонтированный на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), астрономы провели наблюдения спиральной галактики NGC 1365. Она находится на расстоянии 56 млн световых лет от Млечного Пути в созвездии Печи.

Галактика NGC 1365. Источник: ESO/TIMER survey

Как и многие спиральные звездные системы, NGC 1365 обладает перемычкой (баром). Так называют пересекающую галактическое ядро структуру, состоящую из звезд и межзвездного газа. Однако, в отличие от большинства аналогичных объектов, эта галактика обладает важной особенностью. Через ее ядро проходят сразу две перемычки — большая и маленькая.

Бар большего размера соединяет центр звездной системы с ее внешними спиральными рукавами. Он оказался слишком велик и не попал на снимок VLT. На фото мы видим значительно меньшую вторую перемычку, «угнездившуюся» внутри главной. По всей вероятности, это независимая структура — она вращается гораздо быстрее, чем вся остальная галактика.

По мнению астрономов, две перемычки NGC 1365 возникли в результате комбинации таких факторов, как вращение галактики и сложные эффекты звездной динамики. Также стоит отметить, что в ней активно вспыхивают сверхновые звезды. За последние 60 лет астрономы зарегистрировали в этой системе четыре таких события.