Астрономы предложили новую гипотезу потускнения Бетельгейзе

В минувшем году красный сверхгигант Бетельгейзе (α Ориона) начал тускнеть. К началу 2020 г. видимый блеск светила уменьшился до 36% от его среднего значения. Затем звезда вновь вернулась к своей привычной яркости.

В попытке объяснить внезапное потускнение одной из ярчайших звезд земного неба астрономы выдвинули несколько гипотез. Согласно одной из них, за него ответственны гигантские холодные пятна, покрывшие от 50% до 70% поверхности умирающего гиганта. Но коллектив американских астрофизиков считает иначе — по их мнению, изменение блеска Бетельгейзе было вызвано пылевым облаком.

Исследователи пришли к такому выводу на основании данных, собранных телескопом Hubble. В ходе наблюдений, выполненных орбитальной обсерваторией, им удалось заметить поток вещества, покидающий поверхность Бетельгейзе. Он наблюдался в юго-восточной части звезды в сентябре-ноябре 2019 г. Примерно через месяц южное полушарие гиганта заметно потускнело.

Ученые считают, что выброшенная из большой конвективной ячейки сверхгорячая плазма прошла через атмосферу Бетельгейзе, остыла и превратилась в пыль, образовав облако мелких твердых частиц. Это облако заблокировало часть испускаемого звездой излучения, что и привело к падению ее блеска.

По материалам: https://spacetelescope.org