Астрономы пронаблюдали процесс «подпитки» новорожденной системы

При помощи радиотелескопа NOEMA (NOrthern Extended Millimeter Array) команда немецких и французских астрономов получила изображение структуры, соединяющей молодую звездную систему IRAS 03292+3039 и соседнее газово-пылевое облако. Она является чем-то вроде «конвейерной ленты», которая поставляет вещество для новорожденных светил и окружающего их протопланетного диска. Это первый случай, когда астрономы сумели воочию увидеть подобный процесс.

IRAS 03292+3039 находится на расстоянии около 1000 световых лет от Солнца на окраине молекулярного облака Персея. Система состоит из двух протозвезд. Они еще только набирают массу и пока не вышли на главную последовательность. Это значит, что молодые светила излучают энергию не за счет идущих в их недрах термоядерных реакций, а за счет гравитационного сжатия.

По словам ученых, структура найденной ими «конвейерной ленты» достаточно неплохо совпадает с результатами теоретического моделирования. NOEMA смог проследить движение вещества от газово-пылевого облака до внешней границы оболочки, окружающей пару протозвезд. Она расположена на расстоянии около 10,5 тыс. а.е. от центра IRAS 03292+3039. Согласно имеющимся оценкам, общая масса материала, перетекающего в систему на протяжении года, составляет от 0,1 до 1 солнечной при ее общей массе в 3 солнечных.

По мнению астрономов, обнаруженный ими механизм позволяет новорожденной системе получать большое количество «свежего» материала из внешних областей за относительно короткие сроки. В свою очередь, это оказывает огромное влияние на ее конфигурацию и форму окружающего молодые звезды протопланетного диска, из которого в будущем сформируются планеты.