VLT сделал первый снимок экзопланет у солнцеподобной звезды

Очень большой телескоп Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) сделал первый в истории снимок планетной системы в окрестностях молодой звезды, напоминающей наше Солнце. Это очень важное достижение. Во-первых, прямые изображения планетоподобных объектов крайне редки. А во-вторых, ранее астрономам не удавалось сфотографировать свыше одного тела, обращающегося вокруг светила, похожего на нашу звезду.

Два планетоподобных объекта, обращающихся вокруг звезды TYC 8998-760-1. Источник: ESO/Bohn et al.

Целью VLT стала система TYC 8998-760-1, расположенная на расстоянии примерно 300 световых лет в созвездии Мухи. По астрономическим меркам, ее центральная звезда сформировалась совсем недавно (ее возраст оценивается в 17 млн лет). По словам исследователей, ее вполне можно назвать молодой копией нашего Солнца.

Благодаря смонтированному на телескопе приемнику SPHERE ученым удалось получить прямые изображения двух планетоподобных объектов в окрестностях TYC 8998-760-1. Они находятся на расстоянии 160 и 320 а.е. от звезды (для сравнения: расстояние между Солнцем и Нептуном составляет всего 30 а.е.). VLT смог увидеть эти тела благодаря тому, что они очень молоды. Их атмосферы разогреты до температуры порядка 1400°C и активно излучают в инфракрасном диапазоне.

Измерения радиальной скорости TYC 8998-760-1 позволили примерно оценить массу ее компаньонов. Оказалось, что она в 14 и 6 раз превышает юпитерианскую. Таким образом, первый объект, скорее всего, является коричневым карликом — промежуточным звеном между звездами и крупнейшими газовыми гигантами. А вот второе тело, определенно можно назвать планетой.

По материалам  https://www.eso.org