Рождение новых звезд «глазами» телескопов Herschel и Planck

Космические обсерватории Herschel и Planck завершили свою работу еще в 2013 г. Но астрономы до сих пор анализируют собранные ими данные и совершают новые открытия. В качестве примера можно привести недавнюю публикацию в журнале Astronomy & Astrophysics. Команда исследователей попытались ответить на вопрос о том, как молекулярные облака взаимодействуют с межзвездными магнитными полями.

Для этого ученые обратились к архиву космических обсерваторий и проанализировали полученные ими изображения нескольких сравнительно близких молекулярных облаков, расположенных на расстоянии около 1500 световых лет от Солнца. Анализ снимков позволил выявить волокна плотного материала. Считается, что они распадаются на отдельные сгустки, которые, в конечном счете, дают начало новым звездам.

На снимках молекулярных облаков, опубликованных исследователями, также можно увидеть слабые серые полосы. Они нанесены по результатам измерений микроволновой обсерватории Planck и показывают направление поляризации электромагнитного излучения, испускаемого частицами пыли. Оно, в свою очередь, соответствует ориентации линий межзвездного магнитного поля.

Астрономы давно подозревали, что магнитные поля играют важную роль в образовании новых звезд. Однако до появления телескопа Planck у них не было возможности произвести соответствующие измерения. Исследования показали, что линии магнитного поля могут играть роль «конвейерных лент», обеспечивающих перемещение вещества. На некоторых снимках их можно заметить в виде «полос», расположенных перпендикулярно к волокнам межзвездного материала.

В точках схождения нескольких «конвейерных лент» образуются области высокой плотности вещества. Когда в них собирается достаточное количество материи, она коллапсирует под действием собственной гравитации, запуская процесс рождения новых светил.

По материалам: https://www.esa.int