Астрономы ESO пытаются раскрыть тайну пропавшей звезды

Карликовая галактика Кинмана (PHL 293B) расположена в созвездии Водолея на расстоянии около 75 млн световых лет от Млечного Пути. Это слишком далеко, чтобы наземные обсерватории могли рассмотреть в ней отдельные звезды. В то же время, изучая галактический спектр, астрономы нашли своеобразную «подпись», оставленную голубой переменной звездой высокой светимости, мощность излучения которой примерно в 2,5 млн раз превышает солнечную.

Голубая переменная звезда в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada

Звезды подобного типа весьма неустойчивы. Они демонстрируют резкие нерегулярные изменения блеска и спектральных характеристик. Но даже при скачках светимости такие светила имеют определенные признаки, позволяющие их обнаружить. В период с 2001  по 2011 года астрономы регистрировали их в спектре галактики Кинмана. Имеющиеся данные говорили о том, что голубая переменная звезда достигла поздней стадии своей эволюции, за которой должен последовать ее коллапс с превращением в нейтронную звезду или черную дыру.

В 2019 году международная команда ученых направила все четырех основных «юнита» Очень большого телескопа Европейской Южной обсерватории (VLT ESO) на галактику Кинмана в надежде изучить загадочную звезду. Но, к удивлению исследователей, им не удалось найти никаких ее признаков. Спустя несколько месяцев группа воспользовалась, смонтированным на том же телескопе, приемником X-shooter — и снова безрезультатно.

Чтобы раскрыть тайну исчезновения светила, астрономы обратились к архиву данных VLT и других обсерваторий. Анализ показал, что звезда в карликовой галактике Кинмана могла находиться в фазе сильной вспышки, возможно закончившейся в 2011 году. Подобные события являются частью эволюционного процесса голубых переменных. Во время таких вспышек темп потери ими вещества достигает пика, а светимость резко возрастает.

На основе наблюдаемых данных и результатов моделирования астрономы предложили два потенциальных объяснения исчезновения звезды. Первое заключается в том, что вспышка могла быть вызвана превращением голубой переменной в светило с более низкой светимостью. К тому же звезду могли частично скрыть пылевые облака, что способствовало резкому падению блеска и сделало ее невидимой для VLT.

Другая возможность заключается в «схлопывании» звезды в черную дыру без образования сверхновой. Стоит отметить, что согласно современным представлениям, такие события крайне редки. Считается, что абсолютное большинство массивных звезд завершают свою жизнь грандиозной вспышкой.

Астрономы надеются, что дополнительные наблюдения помогут установить истинную судьбу этого светила. Они возлагают особенно большие надежды на Чрезвычайно большой телескоп (ELT ESO), который приступит к наблюдениям во второй половине 2020-х годов. Его разрешения должно быть достаточно, чтобы разглядеть отдельные звезды в удаленных системах, вроде галактики Кинмана.