Млечный путь от обсерватории «Спектр-РГ»

Находящиеся на борта спутника «Спектр-РГ» рентгеновские телескопы ART-XC и eROSITA недавно завершили свой первый полный обзор небесной сферы. Объединив данные, собранные этими двумя инструментами, сотрудники проекта опубликовали комбинированную карту. На ней можно увидеть наш Млечный Путь.

Рентгеновская карта Млечного пути, полученная обсерваторией «Спектр-РГ». Источник: СРГ/еРОЗИТА © М.Гильфанов, Е.Чуразов (от ИКИ), H.Brunner, J.Sanders (от МПЕ)

В самом центре карты находится сверхмассивная черная дыра Стрелец А*. Ее масса в 4,3 млн раз превосходит солнечную (это достаточно слабый рентгеновский источник). По горизонтали через середину изображения проходит главная плоскость нашей Галактики, которая выглядит как темная полоса из-за поглощающих рентгеновские лучи облаков молекулярного газа и пыли. Синие точки в этой области соответствуют рентгеновским пульсарам, аккрецирующим черным дырам в двойных звездных системах и остаткам вспышек сверхновых.

Цвета обозначают энергию рентгеновского излучения. Красный цвет соответствует фотонам с энергией 0,3-0,6 КэВ, зеленый — 0,6-1 кэВ, синий — 1-2,3 кэВ. Для простоты понимания можно сказать, что каждый из этих энергетических диапазонов соответствуют температуре излучающего вещества от 3 до 6 млн, от 6 до 10 млн и от 10 до 25 млн градусов.

Благодаря хорошему угловому разрешению (~20 угловых секунд) и высочайшей чувствительности телескопу eROSITA удалось зарегистрировать свыше миллиона компактных источников и десятки тысяч протяженных. Такое количество невозможно показать на одном изображении. Лишь самые яркие из них видны на карте как точки. Полученное космической обсерваторией изображение позволяет увидеть, как сотни вспышек сверхновых, а возможно, и активность Стрельца А* приводят к выбросам горячего газа с температурой до 10 млн градусов из Млечного Пути (яркие зоны выше и ниже галактической плоскости). В излучение зон с более низкой температурой вносят вклад около двухсот тысяч достаточно близких звезд с высокотемпературными коронами, гораздо более мощными, чем у нашего Солнца.

Но при этом три четверти всех видимых на карте объектов находятся далеко за пределами Млечного Пути — в большинстве своем на расстояниях в сотни миллионов и миллиарды световых лет. Как правило, это далекие квазары и ядра активных галактик, то есть сверхмассивные черные дыры, излучающие за счет падения на них больших количеств окружающего вещества. В общей сложности «Спектр-РГ» картографировал свыше 20 тыс. галактических скоплений. Большая часть их масс приходится на загадочную темную материю, природа которой до сих пор представляет загадку для астрономов.

По материалам: http://srg.iki.rssi.ru