Рентгеновская карта неба от телескопа eROSITA

10 июня рентгеновский телескоп ART-XC, установленный на борту обсерватории «Спектр-РГ», выполнил свой первый обзор неба. Два дня спустя второй основной научный инструмент аппарата, телескоп eROSITA, также завершил выполнение этой задачи.

По случаю этого события специалисты Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) опубликовали составленные по данным eROSITA две карты небесной сферы. Одна из них охватывает диапазон энергий 0,3 — 0,7 кэВ, вторая — 0,7 — 2,3 кэВ. На них зарегистрировано около полумиллиона рентгеновских источников.

Рентгеновская карта Млечного Пути в диапазоне энергий 0,3 — 0,7 кэВ. Источник: ИКИ РАН

В более близком к видимому свету диапазоне энергий (0,3 — 0,7 кэВ) хорошо видны остатки вспышек сверхновых и излучение «теплого» межзвездного газа с температурой в сотни тысяч градусов, а также относительно близкие звезды с намного более мощными коронами, чем у Солнца. Их количество превышает сотню тысяч. Обращает на себя внимание «Северная Полярная Шпора» — ярчайшая и наиболее протяженная область Млечного Пути при наблюдениях в мягком рентгене. Хорошо видна темная полоса, протянувшаяся вдоль главной плоскости нашей Галактики, где поверхностная яркость рентгеновского излучения ниже, чем в других частях карты. Это связано с поглощением низкоэнергетических рентгеновских лучей газом и пылью, содержащимися в галактическом диске.

На карте в диапазоне 0,7 — 2,3 кэВ в основном проявляют себя внегалактические объекты. Мы видим сотни тысяч ядер активных галактик и квазаров, излучение которых связано с аккрецией (падением) вещества на сверхмассивные черные дыры, и тысячи массивных скоплений галактик. Абсолютное большинство подобных объектов находятся на расстояниях, превышающих миллиарды световых лет. В этом диапазоне также видны рентгеновские пульсары, аккрецирующие белые карлики и многие другие типы галактических источников рентгеновского излучения.

Рентгеновская карта Млечного Пути в диапазоне энергий 0,7 —  2,7 кэВ. Источник: ИКИ РАН

Яркий регион в центральной части карты связан с излучением горячего газа и молодых объектов различной природы в областях звездообразования в созвездии Лебедя. Среди них остаток сверхновой Петля Лебедя, несколько планетарных туманностей и скоплений молодых звезд, а также ряд известнейших рентгеновских источников, таких как черная дыра Лебедь X-1, нейтронные звезды Лебедь X-2 и X-3 и радиогалактика Лебедь А.

На отдельном изображении показан центр Млечного Пути. Сверхмассивная черная дыра Стрелец А* находится у его правой границы в плоскости галактического экватора. Это область богата рентгеновскими источниками разной природы, но они кажутся размытыми из-за поглощения молекулярными облаками, испускаемого ими излучения.

Рентгеновская карта центра Млечного Пути в диапазоне энергий 0,3 — 2,0 кэВ. Источник: ИКИ РАН

Телескопы «Спектр-РГ» продолжают работу. Планируется, что после намеченной на середину июня коррекции орбиты и короткой калибровки, обсерватория приступит ко второму обзору неба. В ближайшие 3,5 года ученые надеются получить еще семь таких карт. Итоговая карта будет намного более подробной, чем первая, за счет постоянного увеличения экспозиции и чувствительности.

По материалам  http://srg.iki.rssi.ru