«Спектр-РГ» изучил возможность пульсарной навигации

Установленный на борту космической обсерватории «Спектр-РГ» рентгеновский телескоп ART-XC провел серию наблюдений нескольких пульсаров с периодом вращения 16-150 мс. Аппарату удалось определить время испускаемых ими сигналов с высочайшей точностью.

«Спектр-РГ» в представлении художника. Источник: Роскосмос

По словам специалистов, эти наблюдения позволили провести юстировку бортовых часов обсерватории относительно мирового времени с миллисекундной точностью. Более того, они продемонстрировали, что задачу определения точного положения космического аппарата можно решить, используя исключительно пульсары.

Дело в том, что каждый пульсар испускает собственный уникальный сигнал, остающийся стабильным на протяжении длительных временных промежутков. Таким образом, эти объекты являются прекрасными «природными маяками». В теории, космические аппараты могли бы использовать их для определения своих координат и проверки точности бортовых часов. Результаты наблюдений «Спектр-РГ» подтверждают возможность создания системы автономной пульсарной навигации.

«Спектр-РГ» также развернул детальные исследования целого ряда быстропеременных объектов Вселенной. Один из них — рентгеновский источник PSR B1509-58. Это быстровращающаяся нейтронная звезда, находящаяся в туманности «Рука Бога» на расстоянии около 17 тыс. световых лет от Солнца.

Полученное обсерваторией «Спектр-РГ» изображение пульсара PSR B1509-58. Источник: С. В. Мольков, ИКИ РАН

На изображении, опубликованном на сайте ИКИ РАН, видна не только сфотографированная ART-XC нейтронная звезда (условный зеленый цвет), но и излучение самой туманности, которое возникает при взаимодействии испускаемых пульсаром частиц с окружающим веществом, оставшимся после взрыва сверхновой. Туманность излучает в мягком рентгеновском диапазоне и обозначена синими и красными цветами (по данным наблюдений космической обсерватории Chandra). На вставке показана форма сигнала, регистрируемого телескопом ART-XC.

По материалам: http://srg.iki.rssi.ru