На горячих звездах обнаружены гигантские «магнитные пятна»

Используя телескопы Европейской Южной обсерватории (ESO), астрономы обнаружили на поверхности очень горячих звезд в шаровых скоплениях гигантские пятна с повышенной напряженностью магнитного поля. Кроме того, оказалось, что некоторые из этих светил производят сверхмощные вспышки — взрывные события, при которых выделяется в несколько миллионов раз больше энергии, чем при подобных явлениях на Солнце.

Звезда горизонтальной ветви в представлении художника. Источник: ESO/L. Calçada, INAF-Padua/S. Zaggia

Открытие было сделано в ходе исследования особого типа светил, называемых звездами крайней горизонтальной ветви. Они имеют массы примерно вдвое меньше, чем Солнце, однако 4-5 раз горячее него. Их отличительная особенность заключается в «преждевременной» смерти — эти звезды пропускают одну из финальных стадий жизненного цикла обычного светила.

Ранее ученые считали, что такие объекты являются частью двойных систем. Однако наблюдения неожиданно показали, что у подавляющего большинства звезд крайней горизонтальной ветви в шаровых скоплениях нет никаких компаньонов. Более того, в процессе длительного мониторинга на телескопах ESO была обнаружена новая особенность таких светил — регулярные изменения блеска с периодами от нескольких дней до нескольких недель.

Сравнение Солнца и звезды горизонтальной ветви. Источник: ESO/L. Calçada, INAF-Padua/S. Zaggia

Исключив все альтернативные сценарии, астрономы пришли к выводу, что перемены блеска объясняются наличием на этих экзотических светилах пятен — участков с отличной от окружающей поверхности температурой. Как и пятна на Солнце, они связаны с магнитными полями. Но на этом их сходство заканчивается: на звездах крайней горизонтальной ветви они ярче и горячее средних показателей для звездной поверхности, в то время как солнечные пятна, наоборот, холоднее, за счет чего и выглядят темными «отметинами» на фоне более горячего яркого окружения.

Кроме того, пятна на звездах крайней горизонтальной ветви значительно больше солнечных — они покрывают до четверти их поверхности. Эти образования невероятно устойчивы и могут существовать десятилетиями. Для сравнения: срок жизни пятен на Солнце составляет от нескольких дней до нескольких месяцев. Когда звезды вращаются, горячие участки то появляются в поле зрения, то «заходят за горизонт», что и приводит к наблюдаемым изменениям блеска.

Пятна на Солнце. Источник: NASA

Кроме связанной с пятнами переменности блеска, астрономы также обнаружили пару звезд крайней горизонтальной ветви, на которых происходили взрывные выделения энергии, похожие на солнечные вспышки, только в 10 млн раз более мощные.

По словам ученых, открытие может помочь объяснить происхождение сильных магнитных полей у многих белых карликов, которые представляют собой последнюю стадию жизни солнцеподобных звезд и имеют много общего со звездами крайней горизонтальной ветви.