Астрономы увидели, как звезды-гиганты уничтожают зародыши экзопланетных систем

Представленное изображение было получено телескопом Hubble в рамках исследования процессов звездообразования и формирования экзопланет. На снимке запечатлено молодое компактное звездное скопление Westerlund 2, расположенное на расстоянии около 20 тыс. световых лет от Солнца.

Звездное скопление Westerlund 2 (фото Hubble). Источник: NASA, ESA, the Hubble Heritage Team (STScI/AURA), A. Nota (ESA/STScI) and the Westerlund 2 Science Team

Возраст Westerlund 2 составляет от 1 до 2 млн лет. Оно является домом для некоторых из наиболее горячих, ярких и массивных звезд нашей Галактики. В частности, скопление содержит, по меньшей мере, дюжину новорожденных светил спектрального класса О. Светимость каждой из них как минимум в 230 тыс. раз больше солнечной, а температура их поверхности превышает 38 000°C.

Астрономы смогли также обнаружить в скоплении несколько звезд Вольфа–Райе. Так называют горячие, массивные светила, которые активно выбрасывают свое вещество в космическое пространство. Создаваемые ими мощные «звездные ветра» активно воздействуют на окружающие их газово-пылевые облака, придавая им различные причудливые формы. Все эти светила завершат свою жизнь в ослепительных вспышках сверхновых.

Проведенное исследование показало, что такие звезды-гиганты оказывают очень большое влияние на своих менее массивных соседей, в прямом смысле слова определяя, удастся ли последним обзавестись экзопланетами.

В ходе изучения скопления Hubble пронаблюдал около 5 тыс. звезд с массами от 0,1 до 5 солнечных. Последующий анализ показал, что 1500 светил демонстрируют изменения яркости, по всей видимости, вызванные окружающими их протопланетными дисками. Почти все эти объекты расположены на окраине Westerlund 2, в то время как звезды в его центре не имеют признаков наличия вокруг них заметных скоплений вещества.

По мнению ученых, этот феномен обусловлен воздействием наиболее массивных светил в центре скопления. Их мощное ультрафиолетовое излучение и звездные ветра в буквальном смысле «сдувают» протопланетные диски у соседних звезд, лишая их возможности в будущем обзавестись планетами.