Толиман над комплексом ALMA

На этом снимке запечатлено несколько радиотелескопов антенной решетки ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array). Комплекс расположен на высокогорном плато Чахнантор в Чилийских Андах и состоит из 66 антенн — 54 рефлекторов диаметром 12 м и 12 рефлекторов диаметром 7 м. Они объединены в единый радиоинтерферометр, являющийся наиболее мощным из всех уже введенных в эксплуатацию.

Звездное небо над комплексом ALMA. Источник: Y. Beletsky (LCO)/ESO

Прямо над центральной антенной ALMA видны две яркие звезды. Более яркая из них известна как α Центавра (она также имеет собственное имя — Толиман). Это ближайшая к Солнцу звездная система. Она состоит из трех гравитационно связанных светил: тесной пары из желтого и оранжевого карлика, а также одиночного красного карлика Проксима Центавра, который находится на орбите большого среднего радиуса, составляющего порядка 0,2 световых лет от центра масс системы. На один полный оборот ему требуется примерно полмиллиона лет.

Сейчас нам известно, что в зоне обитаемости вокруг Прокисмы Центавра проходит орбита экзпопланеты, масса которой лишь немногим превосходит массу Земли. Возможно, у этой звезды есть и другие невидимые планетоподобные компаньоны.

Система α Центавра — не единственная достопримечательность изображения. В его верхней части, совсем рядом со «звездной рекой» Млечного Пути, заметны два ярких красноватых объекта: слева — Антарес, красный гигант в созвездии Скорпиона, справа — Сатурн, шестая планета Солнечной системы.