Solar Orbiter изучит хвост распавшейся кометы

Европейское космическое агентство (ESA) подтвердило намерение использовать зонд Solar Orbiter для изучения хвоста кометы C/2019 Y4 (ATLAS). Для этого специалисты миссии ускорили ввод в эксплуатацию бортовых инструментов, которые могут быть использованы для проведения соответствующих наблюдений.

В прошлом межпланетные аппараты, специально не предназначенные для изучения комет, несколько раз пересекали кометные хвосты. Однако практически всегда об этом становилось известно лишь постфактум, при анализе переданных данных. Случай с Solar Orbiter — первый, когда астрономам удалось предсказать подобное событие. Это предоставило сотрудникам ESA уникальную возможность заранее подготовить исследовательскую программу.

Правда, имелось и одно затруднение: научные инструменты Solar Orbiter все еще находились в стадии подготовки к работе. План миссии предполагал, что они начнут сбор информации с 15 июня — уже после того, как зонд пройдет через хвост C/2019 Y4 (ATLAS). Поэтому в ESA решили ускорить этот процесс и активировать четыре прибора, которые могут быть использованы для изучения кометы: магнитометр, анализатор солнечного ветра SWA, датчик заряженных частиц EPD, а также детектор плазменных и радиоволн RPW.

Строение кометы. Источник: ESA

В период между 31 мая и 1 июня Solar Orbiter пересчет ионный хвост кометы. Если вещество в нем имеет достаточную плотность, бортовой магнитометр сможет обнаружить его взаимодействие с межпланетными магнитными полями, а анализатор солнечного ветра сумеет напрямую зарегистрировать кометные ионы.

6 июля космический аппарат пройдет через пылевой хвост и может столкнуться с частицами кометной пыли. Такие столкновения не только не представляют угрозы для зонда, но и наоборот — станут удачей для ученых. При ударе частицы испарятся, что приведет к образованию небольших скоплений заряженных частиц (плазмы), которые могут быть проанализированы инструментами EPD и RPW. Это даст возможность определить их характеристики и состав.

Стоит отметить, что комета C/2019 Y4 (ATLAS) распалась еще в апреле. Это привело к заметному снижению ее яркости и ослаблению хвоста. Но руководство ESA все же надеется, что Solar Orbiter сможет зарегистрировать кометные частицы, и усилия специалистов по ускоренному вводу в эксплуатацию его инструментов окажутся не напрасными.

По материалам: https://www.esa.int