Карликовая галактика в Стрельце повлияла на скорость звездообразования Млечного пути

Несмотря на то, что карликовая эллиптическая галактика в Стрельце (SagDEG) является одним из ближайших соседей Млечного Пути, астрономы обнаружили ее лишь в 1994 г. Это объясняется тем, что она расположена на противоположной от Солнца стороне нашего «звездного острова», и ее наблюдениям сильно мешают большая масса звезд и межзвездной пыли.

Проведенное астрономами моделирование орбиты SagDEG показало, что в прошлом она неоднократно сближалась с Млечным Путем, проходя через его диск. Вызванные этими «визитами» взаимодействия должны были оказать заметное влияние на структуру нашей галактики. Некоторые ученые считают, что за образование ее спиральных рукавов может нести ответственность именно этот карликовый спутник.

Однако роль SagDEG, вероятно, не ограничивается лишь этим. Вполне возможно, что она спровоцировала несколько крупных вспышек звездообразования в Млечном Пути, одна из которых породила Солнечную систему. Об этом говорят результаты нового исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy.

Международная команда ученых, занимавшаяся изучением истории динамики рождения новых звезд в нашей Галактике, проанализировала данные телескопа Gaia о возрасте десятков миллионов светил в радиусе 6500 световых лет от Солнца. В ходе исследования астрономы обнаружили признаки трех всплесков звездообразования в Млечном Пути за последние 6 млрд лет. Первый произошел 5,7 млрд, второй — 1,9 млрд, третий — около миллиарда лет назад.

Самое интересное заключается в том, что время этих всплесков совпадает с расчетными моментами сближений SagDEG с Млечным Путем. Ученые полагают, что это вряд ли простое совпадение. Скорее всего, вызванные «пролетами» карликовой галактики гравитационные эффекты привели к уплотнению межзвездной пыли и газа внутри нашей системы, что вызвало вспышки звездообразования. Вполне возможно, что газово-пылевое облако, из которого позже возникли наше Солнце и его планеты, образовалось благодаря визиту SagDEG.