№4 (141) 2016

Жизнь и смерть Солнечной системы

…Закончились масштабные миграции газовых гигантов, отшумели «кометные ливни», покрывшие планеты земной группы тысячами кратеров. В Солнечной системе наступило относительное спокойствие, благодаря которому на Земле (а возможно, не только на ней) смогла возникнуть и развиться жизнь. Но не обманчиво ли это спокойствие? Насколько стабильны в нашу эпоху планетные орбиты? Какие угрозы может скрывать межзвездная среда, сквозь которую несется Солнце?

2016 г.
Дмитрий Вибе

«Планета X»: открытие, закрытие, гипотезы

В статусе девятой планеты Солнечной системы Плутон пробыл 76 лет, но уже вскоре после его открытия в 1930 г. у астрономов начали появляться сомнения в его «родстве» с большими планетами: уж слишком эксцентричной и сильно наклоненной к плоскости эклиптики оказалась его орбита. Почти весь XX век ученые не прекращали поиски объектов, расположенных от Солнца еще дальше, и в 1992 г. наконец обнаружили первый из них, за которым последовали другие… Но все это были небольшие ледяные тела, в лучшем случае соизмеримые с Плутоном. Однако недавно исследователи все увереннее заговорили о «настоящей» планете, обитающей где-то на периферии Солнечной системы.

2016 г.

С человеком на борту

Большинство нынешних жителей Земли родилось уже после того, как 12 апреля 1961 г. человек впервые побывал в космосе. Для них это эпохальное историческое событие — не живое воспоминание, а один из эпизодов исторической хроники. Экспедиции на околоземную орбиту давно стали обычной строчкой в новостях, и мы редко задумываемся над тем, какими непростыми были первые шаги на пути к звездам… Тем, кто считает космический полет Юрия Гагарина важнейшей вехой в развитии нашей цивилизации, посвящается эта статья.

№4(141) 2016 г.