Небесный автопортрет

На этом снимке можно увидеть фото-амбассадора Европейской Южной обсерватории Петра Горалека (Petr Horálek). Он является автором множества эффектных изображений ночного неба, регулярно публикуемых на сайте ESO. На снимке Горалек «купается» в свете Млечного Пути, любуясь разворачивающимся над ним в небесах зрелищем, на фоне которого он сам кажется исключительно маленьким.

Плато Чахнатор. Источник: P. Horálek/ESO

Фотограф находился на плато Чахнатор, расположенном на высоте около 5 тыс. метров над уровнем моря в чилийской пустыне Атакама. Это одно из самых сухих мест нашей планеты. Темное, ясное, прозрачное небо, исключительно сухой воздух делают плато одним из лучших мест на Земле для астрономических наблюдений. Именно оно было выбрано для установки антенного массива ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) — самого сложного и дорогостоящего комплекса радиотелескопов в истории.

ALMA наблюдает электромагнитное излучение с миллиметровой и субмиллиметровой длиной волны, что дает возможность заглянуть в самые далекие и холодные уголки космоса. Астрономы используют комплекс для изучения регионов активного звездообразования, протопланетных дисков, некоторых объектов Солнечной системы, а также галактик, расположенных на краю наблюдаемой Вселенной.

Особенность антенн ALMA заключается в том, что они не являются стационарными. В зависимости от поставленной задачи их можно передвигать друг относительно друга, удаляя на расстояние до 16 км. Для этого используются два специальных двадцатиметровых транспортера. Выстраивая антенны в протяженные конфигурации, астрономы могут получать изображения небесных объектов со значительно более высоким угловым разрешением — это значит, что на них удастся заметить гораздо больше подробностей. Более компактные конфигурации позволяют получить лучшую чувствительность при наблюдении источников, имеющих значительные видимые размеры.