Исследуя центр Млечного Пути

Представленное фото было сделано незадолго до рассвета в чилийской обсерватории Ла-Силья. Несмотря на скорый восход Солнца, небо над ней по-прежнему полно космических красот. Над куполами телескопов разворачивается лента Млечного Пути с темными пылевыми полосами, подсвечиваемыми миллиардами звезд.

Полоса Млечного Пути над обсерваторией Ла-Силья. Источник: P. Horálek/ESO

Облака межзвездной пыли сгущаются в направлении созвездия Стрельца, где находится центр нашей Галактики, из которого исходят ее спиральные рукава. В галактическом ядре находится и сверхмассивная черная дыра (компактный радиоисточник Стрелец A*), производящая огромное количество энергии за счет поглощения окружающего вещества.

На протяжении почти трех десятилетий Европейская Южная обсерватория (ESO) вела исследования этого «космического монстра». В наблюдениях были задействованы несколько флагманских телескопов различных поколений, в том числе находившийся в Ла-Силья 3,5-метровый Телескоп новой технологии (NTT) и основные 8,2-метровые юниты комплекса VLT. С их помощью астрономы изучили движение звезд в центральной области Млечного Пути и собрали много важной информации, включая точные расстояния до них и параметры их орбит. Это позволило доказать, что они обращаются вокруг объекта, масса которого более чем в 4 млн раз превосходит солнечную.

Это открытие — далеко не единственное, сделанное с помощью телескопов Ла-Силья. Можно вспомнить и некоторые другие: например, здесь было получено доказательство того, что «длинные» гамма-всплески связаны со взрывами массивных светил. Обсерватория также внесла свой вклад в открытие ускоренного расширения Вселенной и обнаружение экзопланеты в зоне обитаемости ближайшей к Солнцу звезды Проксимы Центавра.