Ряд астероидов-кентавров может иметь межзвездное происхождение

Согласно современным представлениям, Солнечная система сформировалась из протопланетного газово-пылевого диска 4,6 млрд назад. Поэтому орбиты большинства крупных объектов, входящих в ее состав, лежат примерно в одной плоскости, и обращаются они вокруг Солнца в направлении, совпадающем с направлением его вращения вокруг оси.

Формирующуюся планетная система в представлении художника. Источник: NASA

В то же время в Солнечной системе есть ряд тел, имеющих орбиты с большими наклонениями, а то и вовсе обратное (ретроградное) направление движения. По мнению ученых, на траектории многих из них могли повлиять гравитационные пертурбации. А некоторые — с наиболее экстремальными орбитами — на самом деле и вовсе могут быть межзвездными объектами, некогда захваченными гравитацией нашего светила.

Международная команда астрономов решила проверить подобную возможность. Исследователи идентифицировали 19 «подозрительных» объектов, которые, по их мнению, могли бы иметь межзвездное происхождение. 17 из них, с орбитальным наклонением свыше 60°, относятся к классу кентавров — тел, движущихся между орбитами Юпитера и Нептуна, занимая по своим свойствам промежуточное положение между астероидами Главного пояса и объектами пояса Койпера. Два оставшихся «межзвездных кандидата» являются транснептуновыми объектами с ретроградными орбитами.

Иллюстрация орбиты захваченного Солнцем межзвездного объекта. Источник: Namouni and Morais, NASA

Астрономы провели моделирование эволюции орбит перечисленных объектов, «отмотав» их ко времени начала формирования Солнечной системы. Расчеты показали, что даже тогда они были сильно наклоненными к эклиптике и пролегали в областях с очень низким содержанием протопланетного вещества. Это говорит о том, что с большой долей вероятности исследованные объекты действительно могут быть «инородными телами», захваченными нашим Солнцем из межзвездной среды.

По материалам: https://academic.oup.com