Межзвездная комета оказалась богата угарным газом

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В недавнем выпуске журнала Nature Astronomy опубликованы результаты нового исследования кометы Борисова (2I/Borisov). Напомним, что это второй в истории подтвержденный объект межзвездного происхождения, найденный в Солнечной системе. Комета прошла перигелий своей орбиты в декабре 2019 г. В марте 2020 г. ее ядро распалось на несколько фрагментов.

Анимация движения кометы Борисова составленная из снимков телескопа Hubble. Источник: NASA, ESA and J. DePasquale (STScI)

Во время прохождения кометой Борисова перигелия две независимые команды астрономов провели серию наблюдений ее ядра. Первая группа использовала для этой цели комплекс радиотелескопов ALMA (Чили), вторая — космический телескоп Hubble. Проанализировав полученные данные, исследователи сумели идентифицировать два вида молекул в разреженной кометной атмосфере (коме): цианистый водород HCN и окись углерода CO.

Количество циановодорода (его еще называют синильной кислотой) в коме кометы Борисова в целом не сильно отличалось от значений, полученных для комет Солнечной системы. А вот концентрация окиси углерода (угарного газа) оказалась одной из самых больших, когда-либо наблюдавшихся астрономами.

По мнению исследователей, большое количество окиси углерода говорит о том, что комета Борисова сформировалась при низких температурах (порядка -250°C) во внешней части протопланетного диска ее «родительской» звезды. Поперечник ее ядра до разрушения предположительно составлял от 200 до 500 м. Во время прохождения перигелия оно потеряло за счет испарения верхний слой толщиной от 0,2 до 1,1 м.

Скорее всего, комета Борисова образовалась в системе красного карлика. Возможно, она является обломком, оставшимся после разрушения карликовой планеты. В дальнейшем комета была выброшена в межзвездное пространство вследствие гравитационного воздействия гигантского планетоподобного тела либо же в результате близкого пролета другой звезды.