Перепроверка данных телескопа Kepler позволила обнаружить экзопланету в зоне обитаемости

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Космический телескоп Kepler, миссия которого завершилась в 2018 г., искал экзопланеты при помощи транзитного метода — по периодическим незначительным падениям блеска звезд, вызванным прохождениями планетоподобных спутников по их дискам. Проблема заключалась в том, что чаще всего изменения яркости светил (порядка 88% от всех регистрируемых случаев) были вызваны иными причинами. Поэтому, чтобы ускорить процесс поиска, специалисты миссии разработали алгоритм Robovetter. Его целью являлось «отсечение» ложных срабатываний системы.

В то же время ученые понимали, что в силу огромного количества данных неизбежны случаи, когда Robovetter ошибется и классифицирует настоящий транзит как «ложную тревогу». Поэтому специальная команда астрономов выполнила перепроверку результатов работы алгоритма. И она принесла свои плоды: исследователям удалось обнаружить «пропущенную» экзопланету, орбита которой расположена в зоне обитаемости.

Экзопланета получила обозначение Kepler-1649c. Она обращается вокруг красного карлика, находящегося от нас на расстоянии около 300 световых лет. Ее диаметр всего на 6% больше диаметра нашей планеты. Объект совершает один оборот вокруг своей звезды за 19,5 дней. Расчеты показывают, что Kepler-1649c получает примерно 75% энергии, достающейся Земле от Солнца. Это значит, что в теории на поверхности этой планеты может существовать вода в жидком виде. На данный момент это один из наиболее «землеподобных» из всех известных нам внесолнечных миров.

Kepler-1649c оказался не единственной планетой в этой системе. Астрономы также обнаружили внутреннюю экзопланету, расположенную намного ближе к звезде. Компьютерное моделирование говорит о том, что условия на ее поверхности должны быть близки к венерианским.

Стоит отметить, что орбитальные периоды двух миров этой системы находятся в резонансе 9:4 — за каждые девять оборотов, совершаемых вокруг звезды внутренней экзопланетой, внешняя успевает сделать четыре. Существование подобного резонанса говорит о том, что система чрезвычайно стабильна и в долгосрочной перспективе ей не угрожают какие-либо гравитационные пертурбации.