Dawn нашел следы недавней активности на поверхности Цереры

14 марта в журнале Science Advances были опубликованы две научные статьи, посвященные свежим находкам миссии Dawn. В них рассказывается об изменениях, зарегистрированных аппаратом на поверхности Цереры. Они подтверждают, что карликовая планета по-прежнему проявляет эндогенную активность.

В частности, информация, собранная спектрометром VIR (Visible-Infrared Mapping Spectrometer), подтверждает, что в период с апреля по октябрь 2016 г. количество залежей льда на северном склоне 20-километрового кратера Джулинг (Juling) заметно увеличилось. Специалисты связывают это с сезонными циклами. По мере приближения к перигелию — ближайшей к Солнцу точке орбиты — объемы выбросов водяного пара из подповерхностного слоя Цереры увелививаются. Пар конденсируется на склоне кратера, что приводит к разрастанию открытых ледяных отложений. Новые залежи могут появляться и в результате оползней, также вызываемых ростом температуры поверхности карликовой планеты.

В целом, собрав воедино все имеющиеся химические, физические и геологические данные о Церере, специалисты миссии составили полный обзор этого небесного тела. Согласно их расчетам, толщина его коры составляет 40 км. Она содержит водяной лед, минеральные соли и, возможно, некоторые органические вещества.

Результаты другого исследования, также основанного на данных спектрометра VIR, говорят о том, что на поверхности Цереры имеется 12 участков, демонстрирующих следы свежей эндогенной активности. В числе прочего, они находятся в ярких областях кратера Оккатор и вблизи горы Ахуна. Химический состав этих регионов отличается от остальной церерианской поверхности — там, например, обнаружены следы гидратированных карбонатов натрия (соды).

Залежи гидратированных карбонатов рядом с горой Ахуна. Источник: NASA/JPL-Caltech/UCLA/MPS/DLR/IDA/ASI/INAF

Водяной лед на поверхности Цереры неустойчив. Под действием солнечного света и тепла он со временем сублимирует (испаряется без перехода в жидкость). Аналогичным образом гидратированные карбонаты тоже постепенно теряют воду. Это говорит о том, что они попали на участки, идентифицированные Dawn, относительно недавно по меркам возраста Солнечной системы. Эти минералы были обнажены в результате каких-то поверхностных процессов или же выброшены из недр карликовой планеты.

Большое разнообразие материалов на поверхности Цереры говорит о том, что ее кора неоднородна по своему составу. По мнению специалистов, неравномерность могла возникнуть вследствие замораживания подповерхностного океана либо же вследствие крупных астероидных ударов и криовулканической активности.