Три месяца обзора неба «Спектром-РГ»

Сотрудники Института космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) представили карту небесной сферы в галактических координатах, которая была составлена на основе данных трехмесячного обзора неба телескопом ART-XC, установленным на борту рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ». На нее нанесены все события, зарегистрированные за этот период в диапазоне энергий 4-12 кэВ.

Рентгеновская карта неба, полученная по результатам трех месяцев работы аппарата «Спектр-РГ». Источник: ИКИ РАН

В «северной» части неба выделяется ярчайший галактический источник Скорпион X-1 (Sco X-1). Именно с его открытия 58 лет назад началась внеатмосферная и внесолнечная рентгеновская астрономия. Для жителей Земли он является вторым по яркости постоянным небесным рентгеновским источником после Солнца. Временное разрешение и малое «мертвое» время детекторов телескопа ART-XC позволяют им не «слепнуть» при наблюдении столь ярких объектов. Более того, они регистрируются детекторами ART-XC даже вне поля зрения — благодаря однократным отражениям фотонов от зеркальных систем. Из-за этого Скорпион X-1 выглядит как протяженный объект размером 2 квадратных градуса.

На представленной карте неба невозможно отобразить все зарегистрированные источники, отличающиеся по яркости в десятки тысяч раз. При ее построении пришлось более чем стократно увеличить исходный размер пикселей изображения. В результате слабые источники оказались «замыты» фоном. Их, однако, можно увидеть на увеличенных картах небольших участков небесной сферы. В правом нижнем углу показано поле, содержащее катаклизмическую переменную TW Живописца — двойную систему, в которой вещество перетекает с «обычной» звезды на белый карлик. Этот слабый источник наблюдался 8 марта. Размер пикселя на изображении соответствует 20 угловым секундам, в то время как на карте всего неба этот размер в 20 раз больше. На карте также видны несколько ярких полос. Они возникли из-за необходимости повторения обзоров этих участков неба.

При проведении обзора неба космической обсерватории необходимо всегда «держать» Землю в пределах диаграммы направленности рупора антенны для ежедневного сброса накопленной информации на приемные станции. С 8 декабря 2019 по 8 марта 2020 года угол между Солнцем и нашей планетой с точки зрения телескопа превышал угол полураствора рупора, и ось вращения «Спектр-РГ» приходилось смещать от направления на Солнце в сторону Земли. Усредненная скорость поворота оси составляла 0,77° в сутки. В результате за первые три месяца удалось осмотреть не половину всего неба, а только 39%, то есть 16 тыс. кв. градусов.

Следующие три месяца обзора небесной сферы пройдут в ускоренном режиме — с усредненной скоростью поворота оси вращения 1,2° в сутки. С 9 марта по 7 июня 2020 г. предстоит осмотреть около 25 тыс. кв. градусов.

По материалам: https://www.roscosmos.ru