Орион над Параналем

Этот прекрасный снимок сделан на вершине горы Серро-Параналь, расположенной в чилийской пустыне Атакама. Исключительно низкая влажность, отсутствие светового загрязнения и облаков и высота в 2635 метров над уровнем моря открывают несравненный вид на южное ночное небо.

Млечный путь над телескопом VST. Источник: ESO/Y. Beletsky

В центре кадра можно увидеть башню Обзорного телескопа VLT (VST). Он является крупнейшим в мире инструментом, предназначенным для широкоугольной съемки неба в видимом свете, а также способен вести наблюдения в ультрафиолетовом и ближнем инфракрасном диапазоне. Размер его поля зрения составляет 1×1°, то есть его сторона вдвое превышает угловой диаметр полной Луны, что позволяет задействовать этот инструмент в программах обзора неба. Он используется, в частности, для поиска удаленных объектов Солнечной системы и транзитов экзопланет, наблюдений Млечного Пути и соседних галактик, а также изучения крупномасштабных структур Вселенной.

На VST сверху «льется» полоса Млечного Пути. На ее фоне выделяется несколько особенно ярких звезд, в том числе желто-оранжевая Бетельгейзе — красный сверхгигант, расположенный от нас на расстоянии 640 световых лет. Недавно он заметно потускнел, что спровоцировало дискуссии о его скором превращении в сверхновую. Но, как показывают недавние наблюдения, Бетельгейзе начала постепенно восстанавливать свой блеск.

Слева от Бетельгейзе можно увидеть Беллатрикс. Эти светила отмечают «плечи» небесного охотника Ориона — одного из самых известных и легко узнаваемых созвездий. Три звезды в ряд называются «поясом Ориона», а розоватое светлое пятно по диагонали слева — туманность Ориона (M42). Невооруженным глазом она видна как размытое пятно, но даже в бинокль (а еще лучше — в телескоп) здесь можно разглядеть эффектное светящееся скопление газа и пыли, являющееся колыбелью для множества новорожденных звезд.