Умерла Кэтрин Джонсон — математик NASA, рассчитывавшая траектории первых космических миссий

Космические технологии

24 февраля на 102-м году жизни не стало Кэтрин Джонсон (Katherine Johnson). Сообщение об этом было опубликовано на сайте NASA.

Кэтрин Джонсон родилась 26 августа 1918 г. в семье учительницы и лесоруба, с детства увлеклась математикой. После завершение обучения она решила продолжить карьеру в этом направлении, невзирая на все ограничения, связанные с действовавшей тогда сегрегацией.

В 1953 г. Джонсон устроилась на работу в Национальный консультативный комитет по воздухоплаванию — ведомство, ставшее предшественником NASA — и работала вычислителем, занимаясь аэродинамическими расчетами. После образования NASA она рассчитывала параметры траекторий для первых пилотируемых космических миссий, а также проверяла правильность вычислений ранних поколений компьютеров. Известно, что астронавт Джон Гленн как-то заявил, что не полетит в космос, пока Джонсон лично не перепроверит все компьютерные расчеты.

В 1969 году ее вычисления легли в основу компьютерной программы, рассчитывавшей процедуру снижения и старта лунного модуля в ходе экспедиции Apollo 11. Годом спустя Кэтрин Джонсон сумела быстро рассчитать параметры новой траектории, обеспечившей безопасное возвращение на Землю экипажа Apollo 13. При этом она использовала не компьютеры, а собственные астрономические таблицы. В дальнейшем она участвовала в программе Space Shuttle, занималась вычислениями для других проектов, а в 1986 г. покинула NASA.

В 2015 г. Барак Обама вручил Кэтрин Джонсон президентскую медаль Свободы. Годом спустя он назвал ее примером «духа первооткрывательства» в истории Америки. История Джонсон легла в основу фильма «Скрытые фигуры» (Hidden Figuries), вышедшего на экраны в 2017 г.