NASA опубликовала обновленную версию «Бледно-голубой точки»

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В 1980 году аппарат Voyager 1 выполнил пролет Сатурна, тем самым завершив свою основную миссию. Вскоре после этого известный ученый и популяризатор науки Карл Саган (Carl Sagan) обратился к NASA с предложением развернуть камеры аппарата в сторону Солнца, чтобы сделать прощальный снимок Земли. Он признавал, что такое фото не будет иметь научного значения. По мнению Сагана, ценность снимка заключалась бы в другом: увидев Землю издалека, человечество сумело бы лучше осознать наше место во Вселенной и всю хрупкость родной планеты.

Несмотря на поддержку многих рядовых сотрудников, изначально аэрокосмическая администрация выступила против предложения ученого, мотивировав это тем, что с позиции зонда наша планета будет находиться слишком близко к Солнцу, и такая съемка может повредить бортовые камеры. Потребовалось немало лет, прежде чем Сагану удалось переубедить руководство NASA. В конце концов, после пролета Сатурна Voyager 1 не имел других целей для фотографирования, так что беречь его оптику не было никакого смысла.

Подготовка к съемке началась в 1989 году. На то, чтобы активировать выключенные почти десятилетие назад камеры и провести калибровку всех приборов, потребовалось несколько месяцев. Наконец, 14 февраля 1990 года Voyager 1 развернулся и приступил к съемке Солнечной системы. В этот момент его отклонение от плоскости эклиптики составляло 32°, а расстояние до Земли — примерно 6 млрд км. Передача полученной информации заняла около полугода.

Фотография Pale Blue Dot (оригинальная версия). Источник: NASA

На одном из снимков оказалась запечатлена небольшая светлая точка, занимающая 0,12 пикселя. Это наша планета. Снимок получил название Pale Blue Dot (бледно-голубая точка) и в настоящее время считается одной из самых известных астрофотографий всех времен.

В честь 30-летия исторической съемки NASA опубликовала обновленную версию изображения, полученную после повторной обработки данных Voyager 1 с использованием современных программных средств и методов. Светлая полоса, в центре которой находится Земля — так называемый дифракционный луч, возникший из-за рассеяния солнечного света в оптике камеры в связи с малым углом между объектом съемки и Солнцем.

Фотография Pale Blue Dot (обновленная версия). Источник: NASA

Стоит отметить, что в общей сложности Voygaer 1 сделал около 60 прощальных снимков Солнечной системы, образовавших т.н. «семейный портрет». Помимо Земли, на него попали Венера, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Меркурий находился слишком близко к светилу, что не позволило его сфотографировать, а Марс «потерялся» в бликах солнечного света, преломившегося в оптике. Плутон же оказался слишком тусклым, чтобы его можно было различить на полученных изображениях (несмотря на то, что незадолго до этого он прошел ближайшую к Солнцу точку своей орбиты).

По материалам https://www.jpl.nasa.gov