«Архетипичная» спиральная галактика NGC 5317

На этом изображении, полученном телескопом Hubble, запечатлена галактика NGC 5317. Она расположена в созвездии Девы на расстоянии 45 млн световых лет от Млечного Пути.

Спиральная галактика NGC 5364 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, L. Ho, P. Erwin et al.

NGC 5317 иногда называют «архетипичной спиральной галактикой». Этот термин употребляют по отношению примерно к 10% подобных объектов. В то время как все спиральные звездные системы имеют в целом схожую структуру, между индивидуальными галактиками существуют различия. Часть из них обладает рукавами странной формы, ядра некоторых пронизывают полосы звезд. Одни могут иметь внушительные размеры и сиять триллионами светил, в то время как другие характеризуются небольшим диаметром и сравнительно низкой яркостью. Что касается NGC 5317, то она обладает четко очерченными рукавами, выходящими из чистого ядра, что считается «архетипом» для спиральной галактики.

Но, несмотря на такую классификацию, NGC 5317 далека от идеала. Ее спиральные рукава заметно ассиметричны по сравнению с другими «архетипичными» галактиками. Скорее всего, в этом виновна соседняя звездная система меньших размеров, гравитация которой воздействует на более крупную галактику, деформируя ее структуру и придавая ей искаженный вид.

По материалам: https://spacetelescope.org