Спутники IRAS и GGSE-4 не столкнулись

Вечером 29 января в небе над Северной Америкой произошло предсказанное ранее опасное сближение двух выведенных из эксплуатации космических аппаратов — телескопа IRAS и спутника GGSE-4. Выполненные за несколько часов до этого события расчеты давали вероятность их столкновения от 0,75% до 5%.

Момент сближения спутников IRAS и GGSE-4. Источник: Julian Diamond

счастью, столкновения так и не произошло — спутники разминулись на расстоянии нескольких десятков метров. Проведенные после сближения радарные наблюдения не выявили появления в околоземном пространстве новых обломков.

Безусловно, это хорошая новость. Поскольку оба аппарата находятся на высоте 900 км, их многочисленные фрагменты остались бы на околоземных орбитах на тысячи лет. В то же время эта ситуация еще раз напомнила о проблеме космического мусора. Рано или поздно в космосе произойдет новое крупное столкновение, аналогичное тому, которое случилось со спутниками «Космос-2251» и Iridium 33. Если подобное событие случится на «оживленной» орбите, его последствия могут значительно осложнить ее дальнейшее использование или даже сделать критически опасным нахождение в космическом пространстве на соответствующих высотах.