№3 (140) 2016

Астрономия на Канарах. Наука и искусство

В 2009 г. на вершине горы Рок де лос Мучачос заработал самый большой телескоп для наблюдений в оптическом диапазоне — 10,5-метровый рефлектор GTC. Однако уже задолго до этого события Канарские острова стали удобной наблюдательной базой для европейских (и не только) астрономов. А в 2011 г. на Канарах состоялся первый международный фестиваль StarMus, собравший множество выдающихся деятелей мировой науки и культуры, а также участников наиболее значимых космических свершений. В этом году StarMus состоится уже в третий раз. Члены редакции журнала «Вселенная, пространство, время» получили возможность побеседовать с основателем и организатором этого мероприятия — профессором Университета Ла Лагуна Гариком Исраэляном.

Редакционное интервью с Гариком Исраэляном

Во времена Желтого императора

Часто память о событиях, имевших место много тысячелетий тому назад, сохраняется в виде легенд, перерастающих в мифы. Изучая их, дотошные ученые пытаются найти удовлетворительные объяснения древним преданиям, иногда открывая при этом неведомые ранее страницы истории. Так произошло с одной из главных легенд великой страны — Китая, которому особенно повезло в том смысле, что его древнейшая мифология, будучи записанной, сохранились до наших дней.

Михаил Видейко

Темная сторона Меркурия

Лишь две планеты с точки зрения земных наблюдателей могут время от времени проходить по диску Солнца. Для Венеры такие явления (астрономы называют их «транзитами») весьма редки: последний венерианский транзит имел место четыре года назад, а следующий произойдет только в 2117 г. В случае Меркурия ситуация выглядит более оптимистично — на протяжении XXI века он «посетит» солнечный диск 14 раз. Два из этих событий состоялись в 2003 и 2006 гг., а следующее ожидается 9 мая 2016 г. и будет доступно наблюдениям с территории Украины от начала почти до конца.

Владимир Манько