Ученые смогли определить возраст австралийского кратера

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Как и все наши космические соседи, Земля регулярно подвергается бомбардировке кометами и астероидами. Однако, в отличие от других тел Солнечной системы, поверхность нашей планеты регулярно обновляется вследствие тектонической активности и эрозийных процессов. Они достаточно быстро стирают все видимые следы космических ударов. Поэтому на данный момент геологи смогли уверенно идентифицировать на Земле лишь 190 крупных кратеров. При этом возраст большинства из них остается неизвестным.

Тем интереснее результаты недавнего исследования, опубликованного в журнале Nature Communications. Коллектив ученых из Австралии и Великобритании сумел определить возраст 70-километрового кратера Яррабубба, расположенного в Западной Австралии. Кратер очень сильно эродирован. Специалисты смогли доказать его существование благодаря наличию характерных пород ударного происхождения и анализу геофизических данных.

Ученые провели радиоуглеродный анализ кристаллов циркона и монацита, найденных в основании кратера. Эти минералы образовались во время удара. Анализ показал, что их возраст составляет 2,229 млрд лет, то есть кратер Яррабубба на 200 млн лет старше, чем любая другая достаточно надежно датированная импактная структура на поверхности Земли.

Интересно, что время образования кратера совпадает с завершением раннепротерозойского оледенения — эпохи, когда большая часть земной поверхности планеты была покрыта льдом. По мнению ученых, возможно, это не просто совпадение. Удар космического тела пришелся на участок, покрытый толстым слоем льда, в результате испарения которого в атмосферу было выброшено большое количество водяного пара, являющегося весьма эффективным парниковым газом. Это могло резко поднять среднюю температуру Земли, что, в свою очередь, способствовало ее выходу из оледенения.