Найдено наиболее древнее вещество на Земле

Новости астрономии, астрофизики и космологии

В конце своего жизненного цикла многие светила выбрасывают большую часть вещества, из которого они состоят, в окружающее пространство посредством сброса оболочки или же в результате вспышки сверхновой. Затем эта материя рассеивается по галактике, становясь «строительными блоками» для новых звезд и планет.

За время существования нашей Галактики подобный процесс повторялся неоднократно. К счастью для астрономов, иногда твердые частицы звездного происхождения оказываются «заперты» внутри метеоритов, что позволяет им сохраниться в первозданном виде. Их изучение позволяет заглянуть в историю Млечного Пути и лучше понять, как проходили процессы звездообразования в далеком прошлом.

В недавнем выпуске журнала Proceedings of the National Academy of Sciences была опубликована статья, посвященная результатам анализа метеорита Мурчисон, который упал в австралийском штате Виктория в 1969 г. Изучение фрагментов «космического гостя» показало, что он содержит частицы звездной пыли. В ходе последующего анализа ученым удалось совершить весьма важное открытие. Оказалось, что возраст некоторых частиц составляет 5-7 млрд лет, то есть это самый древний материал, когда-либо найденный на Земле.

По словам исследователей, возраст большинства зерен внутри метеорита составляет от 4,6 до 4,9 млрд лет. Но некоторые частицы оказались еще древнее — их возраст превышает 5,5 млрд лет. Для сравнения: Земля сформировалась 4,57 млрд лет назад, Солнце — почти 4,6 млрд лет назад. Однако находка интересна не только своим рекордным возрастом. Она также указывает на то, что 7-9 млрд лет назад в Млечном Пути могла произойти мощная вспышка звездообразования, скорее всего, вызванная его столкновением с другой галактикой.