Juno обнаружил новый шторм на южном полюсе Юпитера

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Летом 2016 года космический аппарат Juno получил первые в истории детальные изображения полярных регионов Юпитера. Они поразили воображение ученых. На этих снимках оказались запечатлены многочисленные шторма, бушующие на полюсах планеты: девять — на севере и шесть — на юге.

Южный полюс Юпитера в ИК-диапазоне. Снимок был сделан станцией Juno 2 ноября 2017 года. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

Открытие юпитерианских полярных штормов поставило перед научным сообществом вопрос об их долговечности. За последующие три года Juno выполнил несколько десятков пролетов крупнейшей планеты Солнечной системы. Передаваемые аппаратом снимки говорили о том, что атмосферные вихри сохраняют стабильную конфигурацию. В частности, пять штормов на южном полюсе газового гиганта кружились вокруг центрального шторма, образуя нечто вроде гигантского пятиугольника.

Однако во время 22-го сближения с планетой в сентябре 2019 года Juno обнаружил кое-что неожиданное. Изучив свежие фотографии, ученые выяснили, что пятиугольник на южном юпитерианском полюсе превратился в шестиугольник, чем-то напоминающий знаменитый сатурнианский гексагон.

Измерения, выполненные приборами Juno, показали, что средняя скорость ветра в новом шторме составляет 362 км/ч, что сопоставимо с его соседями. Диаметр атмосферной формации уже превышает 1000 км и, по всей видимости, в будущем она еще увеличится в размерах. При этом остальные циклоны пока не демонстрирую признаков ослабления. Ученые надеются, что за оставшееся до завершения работы время, космический аппарат успеет собрать достаточно данных о том, как рождаются и исчезают подобные образования.