«Спектр-РГ» начал сканирование неба

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

Рентгеновская обсерватория «Спектр-РГ» приступила к выполнению своей основной научной программы. 8 декабря космический аппарат совершил один оборот вдоль оси, направленной в сторону Земли, произведя пробную съемку большого круга на небесной сфере.

лановая миссия «Спектр-РГ» рассчитана на 4 года. Каждые 6 месяцев обсерватория будет составлять рентгеновскую карту всего неба. Сложение восьми независимых карт, которые ученые ожидают получить за время основной миссии, позволит достичь рекордной чувствительности. По оценкам астрономов, они смогут обнаружить около трех миллионов активных ядер галактик и квазаров, сотню тысяч скоплений и галактических групп, а также до полумиллиона вспыхивающих звезд, белых карликов, пульсаров, остатков вспышек сверхновых и черных дыр в Млечном Пути. Сравнение же отдельных карт неба даст возможность астрофизикам следить за изменением активности миллионов рентгеновских источников.

«Хребет галактики» (снимок eROSITA). Источник: СРГ/eROSITA/ИКИ/МПЕ

Специалисты миссии также опубликовали изображения, полученные космическим аппаратом во время калибровки телескопа eROSITA в октябре 2019 г. Первый снимок демонстрирует «хребет Галактики» — участок вблизи главной плоскости Млечного Пути. На карте размером около 25 кв. градусов показаны многочисленные рентгеновские источники — как расположенные в нашей Глактике, так и за ее пределами. Видны также скопления молодых звезд, пульсары, остатки сверхновых и даже квазары. На изображении заметны зоны диффузного свечения в рентгеновских лучах. Голубой и зеленый цвета соответствуют высоким энергиям фотонов (излучаемым газом с температурой в десятки миллионов кельвинов), а красным цветом обозначено излучение более холодного газа с температурой от сотен тысяч до миллиона кельвинов.

«Дыра Локмана» (снимок eROSITA). Источник: СРГ/eROSITA/ИКИ/МПЕ

На втором снимке запечатлена «дыра Локмана» — уникальная область неба, где поглощение рентгеновских лучей межзвездной средой достигает минимального значения, что позволяет исследовать далекие квазары и скопления галактик с рекордной чувствительностью. На участке размером 20 кв. градусов телескоп еROSITA обнаружил около 6000 рентгеновских источников. Подавляющее большинство из них — активныe ядра галактик и квазары, излучение которых связано с аккрецией вещества на сверхмассивные черные дыры. Телескоп также увидел свыше 100 галактических скоплений и несколько сотен активных звезд, расположенных в пределах Млечного Пути.

По материалам: http://srg.iki.rssi.ru